Проект «Усынови Заказник»
Кейс подготовлен на основе информации из открытых источников
Проект направлен на планомерную работу со школьными экологическими группами, а его основной целью является оказание практической помощи ценным и особо охраняемым природным территориям. В рамках данного проекта школьники устанавливают шефство над близлежащим заказником, памятником природы или территорией с высоким биологическим разнообразием.
Работа осуществляется по трём направлениям: исследование подшефной территории, практическая природоохранная работа и экологическое просвещение.
Это важно, так как в Алтайском крае самый многочисленный, занимающий самую большую площадь и самый разнообразный по функциям и режимам охраны вид ООПТ представляют заказники. Большинство заказников создано без изъятия земель, то есть территории заказников остаются под управлением прежних землепользователей с наложением ограничений на определённые виды хозяйственной деятельности (например, охота, вырубка леса и т. д.). Во многих районах население даже не подозревает, что на их территории располагается заказник. Значительная часть ООПТ обеспечена охраной только на бумаге, а в реальности происходит и массовое браконьерство, и загрязнение мусором, и вытаптывание полян, и рубка деревьев.
Как мы это сделали
- Программу осуществляли в форме конкурсов, каждый из которых включал в себя три направления: исследования, практическую часть и экологическое просвещение.
- Сотрудничали с представителями власти (сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей).
- Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передавали в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги.
- Проводили исследования на своих подшефных территориях, занимались поиском новых мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также вели мониторинговые наблюдения за уже известными популяциями и объектами.
- Каждое натуралистическое наблюдение подтверждали фотодокументом, при помощи GPS-навигатора фиксировали точные географические координаты.
Что получилось
В 2016 году, к моменту переиздания Красной книги Алтайского края, активисты краевой программы «Усынови заказник» обобщили все сведения по редким видам, которые удалось собрать в предыдущие годы, и передали их в редакционную коллегию. Благодаря активной работе школьников и учителей в Алтайском крае было обнаружено более 50 новых мест обитания редких видов растений и животных, которые вошли в новое издание региональной Красной книги. В их числе были и виды, для которых школьники впервые документально подтвердили встречи в Алтайском крае, предоставив фотографии и точные географические координаты своих удивительных находок. Таким образом под охрану была взята минога сибирская, обнаруженная на р. Катунь в Алтайском районе.
В 2017 году школьниками предоставлены сведения по 68 редким видам животных и 40 видам растений. В 2018 году количество наблюдений значительно выросло: 76 видов животных и 50 – растений, соответственно. В настоящий момент проводится работа по верификации собранных сведений о встречах редких видов в 2019 году. Кроме того, все верифицированные наблюдения с указанием авторов попадают в электронную базу данных по редким видам растений и животных ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края», которая используется региональным Минприроды в работе с 2011 года.
В течении 2019 года по инициативе и при активном содействии и участии детских экологических объединений ещё для 5 территорий подготовлены материалы комплексного экологического обследования участков, обосновывающие придание им статуса памятника природы краевого значения: «Озеро Дальнее» в Первомайском районе, «Лысая горка» и «Кандычий Лог» в Косихинском районе (Детский туристический отряд «Караван» из с. Зудилово Первомайского района), «Лог Арбанак» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Юннат» из с. Сараса Алтайского района) и «Долина реки Каменки» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Я – исследователь!» из с. Алтайское Алтайского района).
В настоящее время на территории Алтайского края в рамках программы «Усынови заказник» установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 25 школьных групп в 17 районах, «усыновлены» 13 заказников и 7 памятников природы, 1 ключевая орнитологическая территория и 9 ценных природных территорий.
Что не получилось
Что будет дальше
Для учителей – руководителей экогрупп проводится обучение фандрейзингу. Это имеет свои результаты: многие из алтайских школьных групп, установивших шефство над ценными природными территориями, берут инициативу по продолжению работы на себя: пишут заявки на участие в грантовых конкурсах и получают финансирование на реализацию собственных природоохранных проектов.
Проект «Усынови заказник» в Алтайском крае развивается: ширится его география и увеличивается количество участников.
Какие ресурсы нужны для такой работы?

Люди

Оборудование
Вы успешно подписались на обновление категорий
Ожидайте информации о новых вдохновляющих иницативах в вашей почте
Ваше сообщение отправлено автору кейса
Ожидайте ответа в своей почте, авторы иногда долго отвечают на запросы
Письмо-подтверждение ушло на ваш электронный ящик
Осталось проверить почту и перейти по ссылке из письма, после этого автор сразу получит голос вашей поддержки
Делаете первые шаги и не готовы осуществить сразу масштабную инициативу?
Спасибо за ваше желание поддержать инициативу
Мы хотим избежать накруток, поэтому просим вас подтвердить свой голос электронной почтой