К списку инициатив
Охрана заповедных территорий
Алтайский край
ЯНВ'06 - ДЕК'21

Проект «Усынови Заказник»

Кейс подготовлен на основе информации из открытых источников

Проект направлен на планомерную работу со школьными экологическими группами, а его основной целью является оказание практической помощи ценным и особо охраняемым природным территориям. В рамках данного проекта школьники устанавливают шефство над близлежащим заказником, памятником природы или территорией с высоким биологическим разнообразием.

Работа осуществляется по трём направлениям: исследование подшефной территории, практическая природоохранная работа и экологическое просвещение.

Это важно, так как в Алтайском крае самый многочисленный, занимающий самую большую площадь и самый разнообразный по функциям и режимам охраны вид ООПТ представляют заказники. Большинство заказников создано без изъятия земель, то есть территории заказников остаются под управлением прежних землепользователей с наложением ограничений на определённые виды хозяйственной деятельности (например, охота, вырубка леса и т. д.). Во многих районах население даже не подозревает, что на их территории располагается заказник. Значительная часть ООПТ обеспечена охраной только на бумаге, а в реальности происходит и массовое браконьерство, и загрязнение мусором, и вытаптывание полян, и рубка деревьев.



Ваш голос учтен
Пожалуйста, печатайте этот кейс, только если вам это действительно необходимо.
Используйте черновики или двустороннюю печать. Берегите ресурсы планеты!

Как мы это сделали

  • Программу осуществляли в форме конкурсов, каждый из которых включал в себя три направления: исследования, практическую часть и экологическое просвещение.
  • Сотрудничали с представителями власти (сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей).
  • Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передавали в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги.
  • Проводили исследования на своих подшефных территориях, занимались поиском новых мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также вели мониторинговые наблюдения за уже известными популяциями и объектами.
  • Каждое натуралистическое наблюдение подтверждали фотодокументом, при помощи GPS-навигатора фиксировали точные географические координаты.

Что получилось

За время работы программы в Алтайском крае одним из важных достижений стало создание в 2014 году памятника природы краевого значения «Горы Берёзовая и Вересковая» школьной командой «Борцы экологического движения» из Айской СОШ (с. Ая, Алтайский район). В 2019 году в Алтайском крае были созданы ещё четыре памятника природы краевого значения: «Озеро Займище» (Школьное объединение «Друзья Природы» из с. Нечунаево Шипуновского района), «Голубцовские склоны» (Детский туристический отряд «Караван» из с. Зудилово Первомайского района), «Трунов луг и болото Комовское» (Школьное лесничество «Учебно-исследовательская лаборатория» из с. Малая Шелковка Егорьевского района) и «Калиновский колок» (Школьная команда «Ковылёк» из с. Верхняя Суетка Суетского района). Школьники и учителя приняли самое активное участие в этой работе, собирая первичный материал о природных особенностях территории, её достопримечательностях, местах встреч и находок редких и исчезающих видов, а также о существующих и потенциальных угрозах для ценных природных объектов.

В 2016 году, к моменту переиздания Красной книги Алтайского края, активисты краевой программы «Усынови заказник» обобщили все сведения по редким видам, которые удалось собрать в предыдущие годы, и передали их в редакционную коллегию. Благодаря активной работе школьников и учителей в Алтайском крае было обнаружено более 50 новых мест обитания редких видов растений и животных, которые вошли в новое издание региональной Красной книги. В их числе были и виды, для которых школьники впервые документально подтвердили встречи в Алтайском крае, предоставив фотографии и точные географические координаты своих удивительных находок. Таким образом под охрану была взята минога сибирская, обнаруженная на р. Катунь в Алтайском районе.

В 2017 году школьниками предоставлены сведения по 68 редким видам животных и 40 видам растений. В 2018 году количество наблюдений значительно выросло: 76 видов животных и 50 – растений, соответственно. В настоящий момент проводится работа по верификации собранных сведений о встречах редких видов в 2019 году. Кроме того, все верифицированные наблюдения с указанием авторов попадают в электронную базу данных по редким видам растений и животных ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края», которая используется региональным Минприроды в работе с 2011 года.

В течении 2019 года по инициативе и при активном содействии и участии детских экологических объединений ещё для 5 территорий подготовлены материалы комплексного экологического обследования участков, обосновывающие придание им статуса памятника природы краевого значения: «Озеро Дальнее» в Первомайском районе, «Лысая горка» и «Кандычий Лог» в Косихинском районе (Детский туристический отряд «Караван» из с. Зудилово Первомайского района), «Лог Арбанак» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Юннат» из с. Сараса Алтайского района) и «Долина реки Каменки» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Я – исследователь!» из с. Алтайское Алтайского района).

В настоящее время на территории Алтайского края в рамках программы «Усынови заказник» установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 25 школьных групп в 17 районах, «усыновлены» 13 заказников и 7 памятников природы, 1 ключевая орнитологическая территория и 9 ценных природных территорий.

Что не получилось

В связи с пандемией коронавируса, школьным группам приходилось работать дистанционно, выезды на местность некоторое время не проводились.

Что будет дальше

Для учителей – руководителей экогрупп проводится обучение фандрейзингу. Это имеет свои результаты: многие из алтайских школьных групп, установивших шефство над ценными природными территориями, берут инициативу по продолжению работы на себя: пишут заявки на участие в грантовых конкурсах и получают финансирование на реализацию собственных природоохранных проектов.

Проект «Усынови заказник» в Алтайском крае развивается: ширится его география и увеличивается количество участников.



Какие ресурсы нужны для такой работы?

Люди

Люди

Школьные сообщества, педагоги
Оборудование

Оборудование

GPS навигаторы
Ваш голос учтен
Теперь вы сможете голосовать за другие инициативы без подтверждения
Ваш голос учтен
Теперь вы сможете голосовать за другие инициативы без подтверждения

Делаете первые шаги и не готовы осуществить сразу масштабную инициативу?

Прочитайте наши инструкции, чтобы начать действовать уже сегодня

Делали что-то похожее, но об этой истории мало кто знает?

Расскажите о своей работе и станьте автором платформы «Люди — природе»

Другие инициативы по направлению охрана заповедных территорий

Популярные инициативы

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт удобнее и полезнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Подробнее.